ГлавнаяРегистрацияВход Мой сайт
Пятница, 17.05.2024, 10:31
Форма входа
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2013 » Июнь » 18 » Времена Мерлина
    03:15
     

    Времена Мерлина

    10 мая 2008 года

    Карта Британии

    Народы, населявшие Британию, сменяли друг друга с такой частотой, что теперь уже трудно сказать, кто на этой земле жил изначально. Остановимся на интересующем нас временном промежутке от 400 до 516 года нашей эры.

    Старший брат, Амброзиус, был "проримским" правителем, но его кумир оказался "колоссом на глиняных ногах". Напрасно, из последних сил обороняя страну против пиктов, он слал в Рим гонцов с просьбами о помощи. Риму было не до того, под его стенами стояли вестготы. Надо отметить, в отступление от выбранного нами времени, что в первой половине первого века нашей эры сын короля Кимберина Берик, в результате семейной распри обратился за помощью Рима против своего брата Карактака, пообещав Риму взамен покорность бриттов. Рим ввел войска в Британию, сломив сопротивление Карактака и Британия стала данницей Римской Империи. Однако, при этом Римом обещано было защищать бриттов от других претендентов на эту землю, а их было немало. Постепенно римские гарнизоны были отозваны и на момент возникновения реальной угрозы страна являлась римской провинцией только номинально. Надо отдать должное Амброзиусу, он справился своими силами, но у наследовавшего ему Вортигерна не было полководческих талантов старшего брата. Он заключил союз с саксами, женившись на дочери саксонского вождя Хенгиста Белого Коня, отдав, таким образом, страну на растерзание саксов.

    Пикты были отброшены далеко на север, но саксы оказались более жадными и более хитрыми противниками. Вортигерн умер, не имея наследников, его трон занял Утер, младший из братьев. Во время его владычества саксы были разбиты и бежали с острова. Решающая битва состоялась в 516 году у горы Бадон, и Утер, на тот момент уже тяжело больной, был вынесен на поле брани на носиках. Его правой рукой в этом сражении стал приемный сын Эктора, графа Галарского. Он выказал в этой битве мужество и доблесть, не имевшие себе равных, а также большой полководческий талант. Саксы были разбиты.

    После битвы король представил баронам юношу в качестве своего сына и объявил своим наследником. Вскоре после этого Утер скончался. Для Артура - а это был он - родство с Утером стало неожиданностью, но воля короля закон - и Артур принял бразды правления. Для баронов, уже разделивших Британию, это стало еще большей неожиданностью. Началась новая война.

    Одиннадцать королей, объединившись против Артура, собрали пятидесятитысячную армию, но были разбиты Артуром при поддержке галльских королей Бана и Борса, которым Артур пообещал взамен поддержку в их войне с Клаудасом. Разбитые бароны вернулись домой, где обнаружили, что их земли за время их отсутствия успели здорово потрепать любители легкой добычи. Незавидное положение толкнуло неудачливых баронов под руку Риенса, короля Северного Уэльса, который в это время потихоньку набирал силы, становясь видной фигурой на военно-политической арене Британии.

    Риенс осадил замок Тинтагел, в котором после смерти Горлойса Корнуольского правил его брат Марк. Кроме этого, он объявил войну королю Камиларда Лодегрансу, отцу прекрасной Гвиневеры. Тинтагел выдерживал осаду своими силами, а вот Лодегранс обратился за помощью к Артуру. В качестве его посланницы в Камелот прибыла его дочь Гвиневера. В честь нее сегодня, 30 октября 517 года, состоится пир.

    22 мая, 2008

    Прошу заранее простить меня, но я бы не рекомендовала ссылаться на этот текст в религиозных спорах вне нашего проекта, так как кое-что я слегка «притянула за уши» в угоду логике игрового пространства.

    С уважением, Десколада,
    мастер по сюжету


    В рамках задуманной нами игры мы должны четко представлять себе ситуацию, сформировавшуюся в Британии на данный момент. В период с IV по VI век здесь сосуществуют несколько религий, каждая из которых имеет свои особенности и своих последователей. Выделим основные направления.

    1. Во что верят альвы.
    Свободные альвы озера Вателин могли бы рассказать нам однажды, как на этом крохотном клочке суши издревле одни Боги сменяли других, как борьба за власть над смертными сопровождалась разрушениями алтарей и храмов, кровавыми бойнями, и жестокими интригами. Альвы помнят, что безжалостны были Древние Боги друг к другу и к смертным. Альвы знают – когда уходит людская память и умирает последний верующий, - те в кого он верил, умирают вместе с ним.

    2. Во что верит Британия.
    Религия Британии политеистична, однако в ней можно выделить несколько наиболее почитаемых культов. Дану, Богиня-Мать, громовержец Морнир, Маха и красная Немаин – богини Войны, Кернан, Бог-Охотник и сестра его, Зеленая Кинуин, – вызывают страх своей суровостью и неистовством. Однако Боги, в которых верят британцы, за исключением, пожалуй, Морнира, охотнее проводят время в нижнем мире, мире смертных, нежели в своих небесных чертогах. До Богов Британии намного ближе, чем кажется смертным, и в них так просто разбудить прямо-таки человеческие чувства – гнев, жалость, страсть, верность, презрение, уважение… Помните об этом!

    Посредниками же между Богом-Громовержцем и другими Богами - и миром смертных являются друиды, особая каста духовных вождей: жрецов, советников, арбитров, оракулов, теологов, ученых, историков, хронистов. Власть друидов непререкаема, они не подчиняются светским владыкам, скорее наоборот, существует институт «экскомуники», выводящий из-под полной защиты общества человека, отказавшегося следовать «советам» друида. Они полностью освобождены от уплаты налогов в казну короля и от участия в военных походах, что позволяет им всецело посвятить себя своему божественному служению.

    Один из главных догматов друидизма заключается в следующем: души после смерти не исчезают и не гибнут, а просто переселяются из одного тела в другое; кельты верят, что это учение вдохновляет мужчин проявлять высшую доблесть, поскольку позволяет преодолеть страх смерти. Во власти высших существ было не только умение совершать магические превращения, что характерно для верований всех народов, но способность к настоящей реинкарнации.

    Друиды также охотно беседуют с молодыми, рассказывая им о всевозможных вещах, касающихся небесных тел и их движения по небу, размеров Вселенной и нашего мира, естественных наук, а также влияния и власти бессмертных богов. Впрочем, теоретические идеи были достоянием метафизической стороны друидизма. Гораздо более важное значение для примитивно практического сознания древних имеют всевозможные священные ритуалы и жертвоприношения, посредством которых люди пытаются задобрить богов. У друидов это стремление принимает форму человеческих жертвоприношений. Бритты верят в сверхъестественные магические ритуалы; те, кто страдает разными тяжелыми недугами, отправляется в битву или подвергается какой либо иной опасности, либо приносят богам человеческие жертвы, либо клянутся отдать в жертву самих себя, причем совершителями таких жертвоприношений выступают именно друиды, ибо человеческую жизнь можно выкупить только ценой жизни другого человека: воля богов в таком случае не будет нарушена.

    В ведении друидов находятся все мистические обряды, тайные знания и искусства поднимают их на некоторую ступень над простыми смертными. Кроме того, друиды устраивают жертвоприношения от имени всего народа.

    Друиды – замкнутая каста, о них известно очень мало: они делятся на три основные группы: собственно, друиды (обычай, закон), филиды (знание, ворожба), барды (поэзия, историография); особняком в этой системе стоят жрицы Богини-Матери.

    Культ Богини-Матери

    «Богов много и много у них имен,
    но Богиня только одна»
    /Мэрион Зиммер Бредли/


    Изида, Астарта, Рея-Кибела, Дон, Дану – все это она, мать всего сущего, сурова к своим детям, как к богам, так и к смертным. Она дарует древнюю магию, но связывает жестокими обрядами. В ее власти даровать людям весну либо оставить землю в ледяных объятиях вечной стужи. Но Богиня-Мать любит своих детей – и каждый год весна наступает снова.

    В жертву Дану приносят человеческую кровь, кровь мужчин, пролитую женщиной – жрицей Богини. Жизнь Богиня не требует, но такая жертва обладает чрезвычайно мощной магической силой, и Богиня принимает ее в исключительных случаях, если она отдана ДОБРОВОЛЬНО.

    Жрицей Богини может стать только девушка или женщина, мужчины же допускаются до выполнения различных тяжелых работ для храма – и не более того. Существует институт послушничества, узнать послушниц можно по коричневым одеждам. Сами жрицы делятся на «красных» и «серых». Верховная Жрица Богини носит белоснежные одежды, и слово ее непререкаемо, потому что Дану говорит ее устами.

    Жрицам не разрешено жить в браке, но каждый год во время весенних празднеств они могут выйти из храма и отдаться, кому пожелают, с целью родить ребенка. Рожденных девочек оставляют при храме, а мальчиков отдают на воспитание в поселения.

    Ибо я – первая и я же – последняя
    Я – почитаемая и презираемая
    Я – блудница и святая
    Я – жена и дева
    Я – мать и дочь
    Я – руки матери моей
    Я – бесплодна, но бесчисленны дети мои
    Я счастлива в браке и не замужем
    Я – та, кто производит на свет, и та, кто вовек не даст потомства
    Я облегчаю родовые муки
    Я – супруг и супруга
    И это я родила моего мужа
    Я – мать моего отца
    Я – сестра моего мужа
    Поклоняйтесь мне вечно,
    Ибо я – злонравна и великодушна.

    3. Во что верит Рим.
    На раннее христианство большое влияние оказали течения стоицизма. Это направление в философии античного общества возникло в III в. до н. э. Стоики проповедовали твердость, стойкость в жизненных несчастьях и испытаниях. Кроме того, для учения ранних христиан характерны общие идеи о конце мира, о борьбе добра и зла, учение о предопределенности богом всех событий в мире, резкое осуждение жертвоприношений.

    В 313 г. эдиктом императора Константина I было официально прекращено преследование христиан и признана свобода вероисповедания в Римской империи. Это был первый, но решающий шаг к превращению христианства в государственную религию. Завершил этот процесс в 392 г. император Феодосий I. Он официально запретил языческие культы. Христианство стало единственной государственной религией Рима.

    Частично основываясь на службах иудейского храма, частично - на греческих мистериальных обрядах очищения, искупительной жертвы и причастия, месса медленно вырастала в ту пышную смесь молитв, псалмов, чтения проповеди, декламации и венчающей их символической искупительной жертвы. Искупительная жертва заменила в христианстве кровавые жертвоприношения древних религий. Хлеб и вино, которые эти культы рассматривали как дары, возложенные на алтарь бога, воспринимались теперь претворенными посредством акта освящения в плоть и кровь Христа и подносились Богу как повторение жертвенной смерти Иисуса на кресте.

    В Европе христианство начало распространяться среди германских племён. В IV - начале V в. приняли христианство готы, вандалы, бургунды и другие народы. В конце V-VI вв. среди германских племен следа не осталось от христиан. Только к концу VIII в. христианская вера вновь победила на всей территории Германии.

    Франки в конце V в. приняли крещение. Но с приходом христианства еще долгие годы многие оставались язычниками. Только с появлением монастырей и школ христианство окончательно закрепило свою победу во Франции.

    В Британию вместе с римским господством христианство проникло еще в III в. Но в IV в. Великобританию захватили язычники-саксы. Христианство было остановлено, только в конце VI в. началась новая волна христианизации Англии.

    Основные этапы дальнейшего развития христианства сводились:

    • к окончательному отказу от всех "крайностей" первоначального христианства;
    • к дальнейшей разработке собственной догматики и обрядности;
    • к еще большей централизации церкви (местные соборы) и росту влияния клира;
    • к борьбе против старых и новых ересей.

    Символ веры. Символ веры в том виде, в котором он дошел до нас – еще не сформировался. 325 год – Никейский собор – признано ересью арианство (Только Бог-Отец является вечным. Первым в его творении был Сын или Логос. Сын поэтому не может быть равным Отцу, он лишь подобен ему.) Принята формула вероисповедания (никейский символ веры), в которой провозглашалась божественность Сына, названного «единосущным (греч. homoousios, лат. consubstantialis) Отцу», а после краткого третьего члена формулы («Веруем в Духа Святого») следовало анафематствование арианства.

    Никейский символ веры
    Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
    И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, Рожденного, Несотворенного, Единосущного с Отцом, чрез Которого все сотворено.
    Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошел с небес.
    И воплотился от Святого Духа и Марии девы, и стал человеком. Был распят за нас при Понтии Пилате, пострадал и был погребен, и воскрес в третий день по Писаниям, и восшел на небеса, и сидит одесную Отца.
    И опять придет со славою судить живых и мертвых, и Его царству не будет конца.
    И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца и Сына Исходящего, вместе с Отцом и Сыном Поклоняемого и Славимого, Говорившего через пророков.
    И во единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
    Исповедую единое Крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века.

    Применительно к нашему игровому пространству: к моменту окончательного принятия первого символа веры, Римская империя уже трещала по швам, и Западной империи с центром в Риме было не до проблем церкви. Рассуждая о завоевании Римом Британии, мы имеем в виду именно Западную Империю. Христианство, насажденное в Британии на данный момент, практически не развивалось до середины шестого века, и все изменения, принятые на следующих трех соборах, до Британии в 517 году еще не докатились. Какие именно – можно прочитать в далее в этом же разделе. Справки для…

    381 год – Второй Вселенский собор – осуждено учение константинопольского епископа Македония, отвергавших божество духа святого и считавших его первым творением и орудием сына. Второй собор выработал формулу троичности бога, дополнил и канонизировал символ веры, опустив анафематствование и расширив третью часть, в которой провозглашается божественность Духа Святого и его равенство Отцу и Сыну. Первоначально это был акт монофизитов т.е. "приверженцев одной природы", подтвердивших тем самым свою верность Никейскому символу без добавлений, но эта практика вскоре стала общеупотребительной на Востоке. На Западе этот символ впервые был введен в литургию в Толедо в 589.

    431 г. – Эфесский собор – осуждено несторианство, подвергавшее рационалистической критике мистическое христианское понятие "богочеловека", (согласно Несторию, дева Мария родила человека, который впоследствии, преодолев человеческую слабость, возвысился до сына божьего-мессии, т.е. во Христе человеческое и божественное начало пребывают в относительном единстве, никогда полностью не сливаясь)

    451 год – Халкидонский собор – признано ересью учение монофизитов, отвергающее возможность соединения двух природ, и трактующие соединение как поглощение человеческого начала во Христе божественным.

    Лирическое отступление: «Ирландские апостолы»
    Хотелось бы обратить внимание на двоих: Святого Патрика, проповедовавшего Евангелие среди кельтских племен и ирландского монаха Пелагия. Патрику принадлежит своеобразный вклад в теорию христианства - идея чистилища, особого подземного мира, пограничного между адом и раем, где уже властвуют демоны. Человеческая душа, попавшая туда, еще может вернуться в мир людей. Но кельт-христианин делал акцент на другом: добровольно отдавшись на муки злым духам, человек мог искупить свои грехи и заслужить вечное спасение.

    Другим оригинальным островным мыслителем V века был Пелагий, учение которого о спасении широко распространилось и в Ирландии, и в Британии. Взглядам Пелагия был присущ не свойственный раннему христианству оптимизм: он полагал, что первородный грех не лежит несмываемым пятном на каждом из нас. Человек, наделенный свободой воли, не осужден изначально; совершая самостоятельный выбор между добром и злом, он отвечает перед Творцом не за проступок Адама и Евы, а лишь за собственные грехи.

    Ирландцы, невзирая на глухое раздражение папской курии, вели активную миссионерскую деятельность. Проповедуя среди языческих племен местных ирландских скоттов, они двинулись дальше на север Британии, в нынешнюю Шотландию, и стали обращать там скоттов и пиктов, исследовали и "просветили" Фарерские, Оркнейские и Шетландские острова. Вскоре все кельтское население Северной Британии стало их паствой.

    Ревнивый к их успехам римский первосвященник вскоре объявил духовную войну пелагианам Британии, куда стали посылать талантливых проповедников, чтобы вырвать местных христиан из-под влияния кельтского духовника и привлечь в лоно католической церкви.

    Лирическое отступление: Католицизм
    Католицизм в шестом веке - это миф.
    До XI в. существовала единая христианская вселенская церковь. Под влиянием вполне конкретных исторических обстоятельств сформировались две характерные особенности восточного и западного христианства. У западной церкви - гибкость, быстрая приспособляемость; у восточной - консерватизм, тяготение к традиции, к обычаям, овеянным и освященным стариной. Как это не парадоксально, обе ветви христианства в дальнейшем успешно использовали эти свои особенности. Западное христианство оказалось удобной формой религии для стран, в которых социальная обстановка менялась сравнительно быстро. Восточное христианство более подходило для стран с застойным характером общественной жизни.

    С середины IX в. происходила упорная борьба между папством и патриархией за господство в христианском мире. Главной причиной раскола было стремление к власти константинопольского патриарха и римского папы.

    Канонические разногласия выражались в том, что римский папа присвоил себе права быть главой и судьей всей христианской церкви. Учение о главенстве папы сделало его выше вселенских соборов. Восточная церковь занимала подчиненное положение по отношению к государственной власти, западная церковь поставила себя в независимое состояние от светской власти, пытаясь усилить свое влияние на общество и государство.

    В X веке христианская религия раскололась на католицизм, православие, а позднее и протестантизм. Сохраняя в основном догматы христианства, эти течения отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, отдельными особенностями культа. Но это уже совсем другая сказка.

    Лирическое отступление: Богородица
    Поклонение Богородице в шестом веке в Западной Европе еще не получило своего развития. Женщина, родившая Бога – святотатство. Бог Всемогущий, Творец неба и земли, всего видимого и невидимого не был рожден женщиной. Пока так.

    Ну и в заключение – о Cвятом Граале.
    Святой Грааль – легендарная чаша, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной Вечере. Именно в нее Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Спасителя. (отсюда и название le sang real – «настоящая кровь»). Эту чашу вместе с копьем центуриона Лонгина Иосиф Аримафейский сохранил и привез в Британию. Это тайное сокровище и поныне хранят его потомки, ожидая прихода истинного наследника. Со Святым Граалем связано несколько поверий. Во-первых, найти Чашу и испить из нее может только достойный, тот, кто в поисках святыни обходит соблазны, не страшится страданий и торжествует духом над слабой плотью. Во-вторых: причастившийся из Святого Грааля благословен. В чем это выражается это благость – неизвестно: возможно, это вечная жизнь, или, как минимум, излечение от всех немощей, возможно, свет Истины, ну, скажем, не весь сразу, а особо ценный ее кусок. Словом, испивший из Чаши благословен. Dixi.

    Просвещенный люди видят в этой легенде более общий смысл. Чаша Грааля это состояние души, соединения человека с Богом, то есть найти Грааль - значит достичь просветления. Возможно и другое толкование: в буквальном смысле слова, Грааль был сосудом, принявшим и сохранившим кровь Иисуса. Иными словами, в широком смысле Святой Грааль – это грудь Магдалеянки, затем сама Магдалеянка, культ которой мало-помалу преобразуется в культ Девы Марии.

    4. Во что верят саксы.
    В древних песнопениях саксов говорится, будто их прародителем был бог Туисто, порождённый землёй. Его сыном был первый человек - праотец Манн, а у того было много сыновей, от которых и произошли все саксонские племена.

    Религия саксов проста, и в качестве богов они почитают лишь те силы природы, которые видят воочию, - солнце, луну, огонь. Жизнь саксов заполнена военными походами и охотой. Вотан - Бог-Воин, Донар - Громовержец, Тиу - древний небесный бог и бог войны, богиня любви Фрейя. Саксы почитали и Мать-Землю в образе богини Нертус: ей была посвящена роща на острове в океане, которая считалась священной. Во время ежегодного праздника в честь Нертус были запрещены войны, царили мир и покой. Статую богини, скрытую покровом, везли на повозке, запряжённой коровами, к озеру для совершения омовения. Рабов, исполнявших этот обряд, топили в том же озере.

    Саксонские племена почитали и прорицательниц, а их жрецы гадали по полёту птиц и поведению священных коей, которых считали посредниками между богами и людьми. Использовали они и специальные жребии - палочки с нанесёнными на них знаками магической письменности - рунами. Друидов у них не было.

    У саксов сохранилось поверье о "Дикой охоте" - зимней новогодней буре: в ней видели проносящиеся по небу полчища мертвецов и злых духов во главе с самим Вотаном. Новогодние ночи (в языческой традиции - йуль) считались наиболее опасным временем разгула нечистой силы. Мертвецы - "войско мертвых" - на время возвращались в мир живых. Вотан и его свита предавались любимым занятиям - войне и охоте. В буре слышалось завывание двенадцати охотничьих псов.

    Лирическое отступление – Легенда о непредсказуемости
    Когда появился этот мир, поселились в нем Боги и Богини и получили свои имена и свою силу из милостивых рук Создателя Миров. В лесах водились звери, а леса тогда были обширными; в озерах, в реках и в просторном море плавали рыбы, а в еще более просторном небе летали птицы. И еще в небе летала Дикая Охота под предводительством сурового Вотана, а в лесах и долинах, по рекам и горным склонам бродили Боги в те годы юности мира и давали имена всему, что видели.

    Дикая Охота днем отдыхала, но по ночам, когда всходила луна, Вотан и его соратники поднимались в звездное небо и охотились на зверей в лесах и на равнинах до рассвета, наполняя ночь дикой, ужасной красотой своих криков и пением охотничьих рожков. Создатель Миров сам заложил в них страсть к убийству.

    Кто может знать замыслы Творца? Но Боги считают, что Охота была создана для того, чтобы быть дикой, непредсказуемой в полном смысле этого слова, чтобы заложить в ткань судьбы неподконтрольную нить ради свободы тех существ, которые придут после. И таким образом Создатель Миров наложил ограничение на самого себя, чтобы даже он не мог заранее предсказать и создать в точности то, чему суждено сбыться. У тех, кто пришел позже, светлых альвов и людей, у всех есть какой то выбор, некоторая свобода строить свою судьбу благодаря этой неподконтрольности существования Вотана, то появляющейся, то исчезающей. Они здесь именно для того, чтобы быть непредсказуемыми, чтобы вмешиваться в замыслы Творца. Чтобы быть произвольным фактором и таким образом позволить существовать всем остальным.

    Творец создал Охоту и отпустил их на свободу, чтобы остальные, в свою очередь, могли получить свою собственную свободу благодаря им. Добро и Зло, Свет и Тьма, они есть во всех мирах и временах, потому что след Вотана тянется через небо.

    При разработке этой статьи я пользовалась
    • книгой «Гобелены Фьонавара» Гая Гевриела Кея,
    • книгой «Мир короля Артура» Анджея Сапковского,
    • статьей О. Дмитриевой «Белый дракон над Англией»,
    • материалами сайта http://religion.rin.ru/cgi-bin/religion,
    • книгой «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой,
    • энциклопедией «Кельтская мифология», составленной Сергеем Васильченко
    • википедией
    • и общими знаниями и идеями, непонятно откуда взявшимися и витающими в моей голове.

    24 сентября, 2008

    Как предмет роскоши одежда играла все более важную роль в экономических и социальных отношениях; ее привозили издалека, дарили в знак расположения или использовали в качестве уплаты. О людях часто судили по их одежде; об этом свидетельствует литература — большое место в произведениях занимают описания различных одеяний и нарядов, а персонажи разодеты иногда настолько пышно, что теряют свое правдоподобие.

    Если не принимать в расчет климатических условий, манера одеваться была практически одинаковой. Местные особенности, если они и существовали, выражались прежде всего в цвете и качестве тканей, а не в покрое и характере костюма. Правда, одежда не имела и возрастных ограничений: все дети одевались точно так же, как и взрослые, кроме грудных младенцев, тщательно завертываемых в пеленки, откуда выглядывала одна лишь головка. Разница заметна только в половой принадлежности костюма, однако и она тоже не очень резко бросалась в глаза.

    Костюмы крестьян и слуг зачастую представляли грубую и упрощенную копию костюма сеньора.

    Выбор цвета определялся иерархическими соображениями. Больше всего ценился красный — «цвет цвета». В те времена умели находить множество оттенков этого совершенного цвета, используя красящие растения (например, марену) и животные вещества (кошениль). Помимо красного в одежде предпочитали белый и зеленый цвета. Желтый не отличали от золотого и его использовение разрешалось только лицам королевской крови. Голубой стал восприниматься как изысканный цвет намного позже, а тогда он предназначался для будничной одежды, так же как серый, черный, коричневый. Люди средневековья в голубом цвете видели безвкусную бледность, в сером — нечто грязное или неопределенное, в коричневом — слишком темный тон, в черном — мертвое, тяжелое отсутствие цвета как такового.

    Итак, от чего отталкиваться?

    Блио
    И у мужчин, и у женщин блио ( Блио (bliaud, фр.) — мужская и женская верхняя одежда в XI—XIII веках. Мужское блио было узким, с боковыми разрезами и полукороткими рукавами или без рукавов. Женское блио имело несколько форм — длинное, с расширенными книзу рукавами и с очень широкими рукавами из присборенной ткани, закрывающими иногда даже кисти рук. Женское блио украшали дорогими поясами ювелирной работы. Широко распространилось пристрастие к аксессуарам, мягким, шелковистым тканям, ярким цветам и покрою, подчеркивавшему формы тела.

    Сюрко и котта
    Чуть позже блио сменили сюрко, похожее на тунику без рукавов, одевавшееся поверх платья, или котты ( Котт или кот (cotte, фр., англ). Мужское сюрко — короткое, женское — длинное. Женское сюрко часто делали без рукавов. Как официальная одежда королев сюрко сохранилось до начала XVI века. Длина котты у мужчин изменялась с течением времени. До XII века — выше колен, затем ниже щиколоток, в XIV веке стала короткой. Женская котта соответствовала современному платью, до XIV века была цельнокроеной, иногда с откидными рукавами.

    Пелиссон
    ( Пелиссон (pelisson, фр.~) — свободная длинная или полудлинная мужская и женская одежда на меху с широкими длинными рукавами или без них. (Мех обычно вшивался между двумя слоями ткани) Мужские пелиссоны иногда делали с капюшонами. Позже пелиссоном называли и плащ на меховой подкладке с прорезями для рук. Пелиссон украшали лентами, шитыми золотом и серебром, а также мехом у горловины и проймы.

    Брэ (мужской предмет костюма)
    Они представляли собой штаны из тонкого полотна длиной до лодыжек, штанины могли быть прямыми, с напуском или присборенными. Древний обычай красить их в красный цвет исчез в течение XII века с появлением моды на шелковые и кожаные брэ. За исключением кожаных, они были непременно белыми даже у тех, кто носил брэ из тонкого льняного полотна. Брэ затягивались на талии кожаным или тканым поясом, к которому привязывали кошелек и ключи и иногда прикрепляли подвязки, державшие шоссы.

    Шоссы
    Шоссы чем-то напоминали мягкие чулки до середины бедра, плотно обтягивавшие ногу. Их вязали из шерсти, шили из ткани, даже из шелка, обычно темного цвета (коричневого, карминного, зеленого), исключение составляли выходные шоссы с горизонтальными полосками из разноцветных лент. Дамские шоссы отличались от мужских лишь тем, что всегда держались на обычных подвязках по причине отсутствия специального пояса.

    Рубашка (Шемиз)
    Мужская рубашка представляла из себя глухую нижнюю тунику с двумя разрезами внизу — спереди и сзади, закрывавшую брэ и шоссы до середины икры, обычно она была белая или некрашеная; ее длинные рукава стягивались на запястье. Ее шили из саржи для крестьян, из тонкого льняного полотна или шелка — для рыцарского сословия. Самые нарядные рубашки украшали присборенной манишкой и вышивкой на вороте и обшлагах, то есть там, где они выглядывали из-под блио. Женская рубашка была присборенной, спускавшейся до лодыжек.

    Пояс
    Непременным аксессуаром женщины оставался очень длинный пояс — плетеный кожаный ремешок, витой шелковый или льняной шнур. Придавая изящество костюму, его искусно завязывали: первый оборот вокруг талии с узлом на пояснице, второй — на высоте бедер с узлом над нижней частью живота, а концы пояса обязательно должны были получиться одной длины и волочиться чуть ли не по земле.

    Обувь
    Всевозможную обувь, в принципе, можно разделить на две категории: туфли и башмаки. Туфли делали из кожи или ткани, по форме они напоминали современные мягкие туфли; их надевали только дома или в сапоги. Башмаки из толстой испанской кожи плотно обхватывали лодыжку и застегивались при помощи множества пряжек и шнурков.

    Однако рыцари предпочитали краги, высокие непромокаемые сапоги из мягкой кожи красного или черного цвета. К тому же мужчины придавали особое значение изяществу собственных ног. Именно в этом отношении мода той эпохи наиболее необычна и капризна, ведь красивыми считались маленькие ноги. Поэтому обувь делалась узкой, без каблуков, но с роскошными украшениями (яркие цвета, вышивка, мозаичная кожа) и аксессуарами (тесьма, пуговицы, язычки, ленточки).

    Дамские туфли были и высокие, и низкие, и закрытые, и с разрезом, и с язычком, и без него, из кожи, фетра, сукна, подбитые мехом, но всегда на невысоком каблуке, ведь модными считались крошечные ножки и плавная, тщательно отработанная походка.

    Перчатки
    Перчатки были тогда в большом ходу у всех сословий. Рыцари носили шерстяные, кожаные или меховые перчатки. Они плотно обтягивали кисть руки, становились свободнее у запястья и закрывали большую часть предплечья. Нередко перчатки дарили; к тому же они имели и символическое значение: передать перчатку сеньору означало клятву в верности, бросить ее — вызов; и, как сегодня, перчатки снимали перед тем, как войти в церковь или пожать руку. Ремесленники, крестьяне, охотники надевали рукавицы из толстой шерсти или кожи.

    Плащ
    Плащ мог быть разной формы, но чаще шили круглый из подбитого мехом сукна, полудлинный, без рукавов и с разрезом на боку; на плече он застегивался пряжкой или завязывался шнурами. Плащ нередко украшали вышивкой и бахромой. Женским плащом называлась полукруглая накидка, застегивающаяся не на плече, как у мужчин, а на груди при помощи различных застежек и шнурков; их отделке уделяли особое внимание. Пуговицы получили особое распространение в конце XII века, они были парными и продевались сразу в две петли. Пуговицы изготовляли из кожи, ткани, кости, рога, слоновой кости, металла, как объемными, так и плоскими.

    Прически женские
    Женщины носили очень длинные волосы. Молодые девушки и женщины разделяли волосы на пробор и, заплетая две косы, перекидывали их вперед. Причем косы, если верить имеющимся иллюстрациям, часто доходили до колен, иногда их дополнительно удлиняли подвесками на концах. Тем, кого природа не наделила красивыми косами, скрыть недостаточную длину волос помогали ловко прикрепленные накладки.

    Просмотров: 788 | Добавил: dowill | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

      Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz