ГлавнаяРегистрацияВход Мой сайт
Пятница, 17.05.2024, 14:20
Форма входа
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2013 » Июль » 5 » Риск – ситуация, когда, зная вероятность каждого
    20:15
     

    Риск – ситуация, когда, зная вероятность каждого

    Асимметричность информации – ситуация, когда участники рынка не обладают равным доступом к информации. Это – одна из причин фиаско рынка. Возникает явление неопределённости – недостатка информации о вероятных будущих событиях. В результате асимметричной информации возникают интерналии (интернальные эффекты: издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки); ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел (нарушается принцип действия рыночного механизма); возникает отрицательная селекция (отрицательный отбор); моральный риск; возникает проблема «принципал-агент».

    В условиях асимметричности информации и неопределённости люди неизбежно идут на риск. Риск – ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, всё же нельзя точно предсказать конечный результат. Ожидаемое значение случайной величины подсчитывается по формуле математического ожидания: E(x)=1x1+2x2+…+nxn, где 1, 2,…n – вероятности каждого исхода, x1, x2,…xn – значения каждого исхода. Важно различать математическое ожидание (предполагаемое значение исхода) и ожидаемую полезность. В условиях неполной информации индивиды стремятся к максимизации не ожидаемого денежного выигрыша, а морального ожидания, впоследствии названного ожидаемой полезностью выигрыша. Это позволяет разрешить Санкт-Петербургский парадокс: люди готовы заплатить лишь небольшую сумму денег за участие в игре, математическое ожидание выигрыша в которой бесконечно велико. Ожидаемая полезность: E(U)=, где ui – полезность исхода i, i – вероятность исхода i, n – число исходов. Индивидам свойственно различное отношение к риску: а)нейтральные к риску; б)любители риска; в)испытывающие антипатию к риску (противники риска). В основе объяснения того, что большинство людей не склонно к риску, лежит закон убывающей предельной полезности. Эффект владения: люди гораздо выше оценивают то, чем они владеют, чем то, что пока им не принадлежит. Некоторые исключения из теории ожидаемой полезности: эффект точки отсчёта, эффект определённости (привлекательность определённых исходов для людей оказывается непропорционально выше, чем неопределённых). Страхование – процедура, позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определённость малых. Способы снижения риска: объединение риска (риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики); распределение риска (применяется в случае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию); диверсификация (экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае потери одной из них компенсировать это за счёт другой сферы).

    Кроме прямого страхования рисков, существуют иные способы снижения асимметричности информации: распространение эффективных рыночных сигналов, предоставление гарантий и обязательств, вмешательство государства в процесс распространения информации.

    ^ Технологический (функциональный) подход к изучению фирмы основан на определении максимального объёма выпуска при всех возможных комбинациях факторов производства с помощью производственной функции. Недостатком данного подхода является отсутствие анализа процессов, происходящих внутри фирмы. Институциональный подход даёт объяснение феномена возникновения фирмы и закономерностей её дальнейшего развития, изучая внутренние процессы функционирования фирмы. Фирма, согласно данному подходу, – это структура деятельности, направленная на поиск наиболее выгодного способа производства в условиях неопределённости. Фирма есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя, т.к. существуют издержки функционирования ценового механизма; стремление экономических агентов преодолеть рыночную неопределённость (Р. Коуз: фирма и рынок как альтернативные способы экономической организации). Проблема «принципал-агент» проявляется во взаимоотношениях владельца фирмы и её управляющего (наёмного менеджера). Принципал не может полностью контролировать действия агента, поэтому у последнего возникают стимулы к оппортунистическому поведению. Отрыв функции собственника от функции управляющего порождает так называемое отлынивание, т.е. оппортунистическое поведение ex post (после заключения договора о найме). Фирма – это структура деятельности, направленная на поиск наиболее выгодного способа производства в условиях неопределённости. Фирма возникает и как реакция на оппортунистическое поведение экономических агентов, от которого несвободен рыночный механизм. Актив – объект собственности, имеющий денежную оценку: физические (машины, оборудование), финансовые (акции, облигации и др. ценные бумаги), нематериальные (авторские права, «человеческий капитал», т.е. накопленные профессиональные знания). Исходя из сравнения фирмой ценности активов, которыми она обладает, можно выделить три типа активов: общие (равная оценка их ценности как для использования в пределах данной фирмы, так и для рынка, их альтернативная стоимость одинакова как внутри фирмы, так и вне неё), специфические (их альтернативная стоимость выше в рамках фирмы, чем вне неё) и интерспецифические (уникальные, взаимодополняемые только в рамках данной фирмы активы). Контракт – соглашение по поводу обмена между экономическими агентами, специфицирующее права и обязанности сторон. В основе классификации контрактов лежат четыре существенные характеристики: устойчивость экономических связей между сторонами (разовые, периодические или непрерывные сделки); степень неопределённости (низкая или высокая); типы активов, или ресурсов (общие, специфические или интерспецифические); наличие (или отсутствие) гарантий выполнения сторонами своих обязательств. Три типа контрактов: классический (рыночное управление; сделки между экономическими агентами носят разовый характер и ввиду низкой степени неопределённости все аспекты отношений могут быть предусмотрены заранее и включены в контракт; полная рациональность), неоклассические (трехстороннее управление; ограниченная рациональность; регулирует лишь некоторые из возможных вариантов развития отношений между сторонами в ходе исполнения контрактных обязательств; регулярность отношений между сторонами, его предмет – общие и специфические активы; может включать в себя устные договорённости и допускает разрешение споров не только в судебном порядке, но и путём обращения к независимой стороне – третейскому арбитру) и отношенческий (имплицитный; двустороннее управление; долгосрочные и непрерывные во времени связи между экономическими субъектами в условиях высокой степени неопределённости; преобладание неформальных договорённостей над формальными, интерспецифичность активов). Стимулы к заключению долговременного контракта увеличиваются, если трансакция отличается специфическим характером, регулярной повторяемостью, трудной измеряемостью. Фирма (неоинституциональный подход) – сеть долгосрочных отношенческих контрактов между собственниками преимущественно интерспецифических активов с целью минимизации трансакционных издержек в условиях неопределённости и оппортунистического поведения агентов. Природа фирмы – долгосрочный неполный контракт.

    С правовой точки зрения все организации выступают как юридические лица, подразделяемые на две группы: коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли. Организационные формы бизнеса: индивидуальные владения, партнёрства (как правило, представлены малым и средним бизнесом; фирма, находящаяся в собственности двух или более лиц) и корпорации (крупные компании). Преимущества индивидуального владения: уровень трансакционных издержек, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более сложных организационных структурах бизнеса; простота регистрации при создании; налоговые льготы во многих развитых странах; лучшие условия для реализации функции новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений; сильные стимулы к извлечению экономической прибыли. Недостатки индивидуального владения: отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйственной деятельности или затруднённый доступ к ним; концентрация риска на ограниченной сфере деятельности (нет ресурсов для диверсификации – увеличения числа рынков, на которых осуществляется деятельность фирмы); сосредоточение всех функций управления на владельце фирмы (проблема степени его компетентности и распределения рабочего времени); высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие решения (вплоть до банкротства фирмы и потери личного имущества). Преимущества партнёрства: относительная простота регистрации при создании; большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравнению с индивидуальным владением; специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой. Недостатки партнерства: неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы в случае полного партнёрства; возможные разногласия между партнёрами по реализации прав собственности; проблема «принципал-агент» (когда функции управления передаются собственниками наёмному руководителю); ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности. Совладельцами корпораций могут быть десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех всех долей участия (паев) различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определённое количество единиц уставного капитала – акций. Владелец акций имеет права на долю в прибыли корпорации пропорционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Преимущества корпорации: возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для целей своего развития (выпуск акций и облигаций); ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы, т.е. только в пределах внесённого пая; диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам деятельность; возможность лоббирования своих интересов через механизмы государственной власти. Недостатки корпорации: сложная процедура регистрации и отчётности перед государственными органами; проблема «принципал-агент»; двойное налогообложение прибыли (сначала прибыль корпорации облагается налогом, а затем налог на доход, полученный в форме дивиденда, уплачивают её акционеры).

    В экономике объективно существуют малые (венчурные – легче идут на риск нововведений), средние и крупные фирмы. Каждая из этих форм играет свою уникальную роль в функционировании экономического механизма общества. Теория жизненного цикла фирмы: продукт, выпускаемый фирмой, проходит несколько этапов с точки зрения его появления и ухода с рынка: этап разработки нового продукта, этап внедрения на рынок, этап роста, этап зрелости, этап насыщения, этап упадка. Для характеристики этапа развития продукта используется коэффициент специализации, равный отношению годового дохода фирмы к её общим затратам на производство и сбыт основного продукта.

    ^ Производственная функция определяет максимальный объём выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов и описывает только технически эффективные способы производства. Отдача от масштаба производства, задаваемого производственной функцией, показывает зависимость между объёмом выпуска продукции и изменением масштаба производства. Постоянная отдача от масштаба: если при пропорциональном увеличении количества факторов в n раз объём производства тоже возрастёт в n раз (Q2=nQ1, где Q1 – первоначальный объём производства). Возрастающая отдача от масштаба: пропорциональное увеличение количества всех применяемых факторов в n раз вызовет рост объёма производства больше, чем в n раз (Q2>nQ1); специализации в рамках фирмы и используемая технология. Убывающая отдача от масштаба: пропорциональное увеличение всех применяемых факторов в n раз вызовет рост объёма производства меньше, чем в n раз (Q21); растущие бюрократические, или иерархические издержки внутреннего управления разросшейся фирмы. Отдача от фактора показывает зависимость между объёмом выпуска продукции и изменениями в количестве одного фактора при неизменном количестве другого и характеризуется с помощью следующих показателей: общий продукт (TP), предельный продукт (MP) и средний продукт (AP) переменного фактора.

    ^ Общий продукт (TP) – суммарный объём выпуска продукции, полученный в рамках заданной производственной функции и измеренный в физических единицах. Предельный продукт фактора производства (MPL), исчисленный в физических единицах, показывает изменение в объёме выпуска продукции, вызванное использованием дополнительной единицы данного фактора (L) при неизменном количестве всех остальных. MPL=Q/L, где MPL – предельный продукт фактора L, Q – изменение общего объёма выпуска продукции, L – изменение количества фактора L. Средний продукт фактора (APL), или производительность труда определяется путём деления объёма выпускаемой продукции на количество используемого переменного фактора L. APL=Q/L. Показывает, какое количество произведённой продукции приходится на одну единицу труда. Закон убывающей предельной производительности (доходности) факторов производства: по мере увеличения количества переменного фактора при неизменном количестве всех остальных по достижении определённого объёма выпуска предельный продукт (MP) переменного фактора начнёт уменьшаться.

    ^ Производный спрос – спрос на факторы производства (является взаимозависимым). Равномерное повышение цен на ресурсы, связанное с инфляционными явлениями, не оказывает влияния на спрос на ресурсы со стороны данной отрасли. Категория производного спроса на ресурс отражает зависимость спроса на него от спроса на продукцию, производимую с помощью ресурса. Кривая спроса на ресурс более эластична в случае совершенной конкуренции. Стоимостным показателем производительности фактора является предельный продукт фактора в денежном выражении, или предельный доход от продукта используемого фактора. Предельный продукт фактора в денежном выражении (MRPL) – произведение предельного физического продукта переменного фактора (L) и предельного дохода, полученного от продажи одной дополнительной единицы продукции. MRPL=MPLMRQ, где MRPL – предельный продукт фактора L в денежном выражении, MPL – предельный продукт фактора L в физическом выражении, MRQ – предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции. В условиях совершенной конкуренции предельный продукт фактора L в денежном выражении – произведение предельного продукта фактора L в физическом выражении и цены единицы выпускаемой продукции. MRPL=MPLP. Предельный продукт фактора в денежном выражении у фирмы-совершенного конкурента больше, чем у чистого монополиста. Предельные издержки ресурса (MRC) – затраты фирмы на приобретение каждой дополнительной единицы фактора. Правило максимизации прибыли фирмой, предъявляющей спрос на один переменный фактор: фирма, максимизирующая прибыль, должна использовать такое количество переменного фактора, при котором его предельный продукт в денежной форме будет равен его предельным издержкам. MRPL=MRCL.

    Изокванта – кривая, любая точка на которой показывает различные комбинации двух переменных факторов, обеспечивающие один и тот же объём выпуска продукции. Предельная норма технологического замещения (MRTS) – отношение изменения в количестве одного фактора к изменению в количестве другого фактора при сохранении неизменным объёма производства. MRTSKL=K/L. Ресурсы могут обладать абсолютной взаимозаменяемостью (MRTS=const, изокванта – прямая), абсолютной комплементарностью (MRTS=0, изокванта – прямой угол), частичной взаимозаменяемостью (стандартная изокванта).

    Изокоста является линией равных издержек и одновременно линией бюджетного ограничения фирмы. Любая точка на изокосте показывает такое сочетание двух факторов, при котором совокупные расходы на их приобретение будут равны. B=PKK+PLL, где B – бюджет фирмы, предназначенный для закупки факторов, PK – цена единицы капитала, K – количество капитала, PL – цена единицы труда, L – количество труда. Правило минимизации издержек для каждого зажанного объёма выпуска продукции: оптимальное сочетание факторов, используемых в процессе производства, достигается тогда, когда последний затраченный рубль на покупку каждого фактора даёт одинаковый прирост общего выпуска продукции. MPL/PL=MPK/PK. Минимизация издержек есть обязательное, но недостаточное условие для максимизации прибыли. Условием максимизации прибыли в долгосрочном периоде является нахождение такого объёма производства, при котором достигается равенство предельных продуктов факторов в денежном выражении их ценам, т.е. MRPL/PL=MRPK/PK=1.

    TR=TPP; MRP=MR (в совершенной конкуренции).

    Просмотров: 4944 | Добавил: dowill | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

      Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz