ГлавнаяРегистрацияВход Мой сайт
Пятница, 17.05.2024, 12:00
Форма входа
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2014 » Апрель » 1 » Образования и науки Республики Адыгея
    10:26
     

    Образования и науки Республики Адыгея

    Untitled Document

    Ставский В. С., учитель СОШ № 2 а. Хатукай Красногвардейского р-на

    "Активизация познавательной деятельности
    учащихся на занятиях по МГП" (Конспект урока )

    ТЕМА: Международное гуманитарное право. (2 урока)

    Цели:

    привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважения к человеческому достоинству;

    помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права;

    продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений происходящих в окружающем мире, работать над понятиями, извлекать необходимую информацию из справочной и учебной литературы, схем и таблиц.

    Основные понятия:

    Международное гуманитарное право; жертвы вооруженного конфликта; международный и немеждународный вооруженный конфликт; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях; лица прекратившие принимать участие в военных действиях.

    Структура уроков

    Мотивационная беседа. Ознакомление учащихся с целями изучения международного права. Ознакомление с планом изучения темы урока.

    Изучение нового материала и продолжение работы над формированием учебных умений учащихся. Текущий контроль.

    Обобщающий контроль.

    Рефлексия.

    Оборудование:

    Современная политическая карта мира, раздаточный материал: ксерокопии учебных материалов для учащихся, словари, источники (извлечения).

    План изучения темы

    Жестокое лицо войны.

    Сущность международного гуманитарного права.

    становление и источники международного гуманитарного права.

    Основные положения международного гуманитарного права.

    Дети и война.

    Ответственность за нарушение международного гуманитарного права.

    Ход уроков

    Мотивационная беседа

    Обозначив тему уроков, целесообразно подчеркнуть её актуальность. Создать условия, способствующие пониманию школьниками, что полученные знания могут помочь им в реальных жизненных ситуациях.

    Вариант фрагмента мотивационной беседы:

    Мировое сообщество вступает в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавлялось от тяжелого наследия прошлых веков - вооруженных конфликтов путь к всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить всемирные усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.

    После ознакомления с целями изучения международного гуманитарного права внимание учащихся обращается на запись на доске плана изучения темы. Даются короткие комментарии к нему, чтобы создать целостное представление о теме. В соответствии с планом организуется изучение нового материала.

    Изучение нового материала

    Особенностью предлагаемого подхода к организации изучения нового материала является отказ от пассивного слушания учащимися объяснений учителя и максимально широкое их привлечение к различным видам познавательной деятельности. Ниже дано описание рекомендуемых видов ученической деятельности. Описание логических переходов от организации одного вида деятельности к другому сознательно опущено, так как учитель легко справится с этим сам. Особо подчеркнем, что в связи с ограниченным количеством урочного времени учитель в праве выбрать только те формы работы учащихся, которые сочтет оптимальными для своего класса. Тем не менее, в любом классе представляется важным обратиться к документальным источникам, чтобы школьники могли непосредственно поработать с их содержанием, а также ознакомить учащихся с отдельными фрагментами из работ юристов, историков, писателей, касающихся проблематики вооруженных конфликтов.

    Жестокое лицо войны

    Усилить эмоциональное восприятие материала поможет учителю следующий прием.

    Деятельность учащихся

    Учащимся предлагается раскрасить полоски бумаги тем цветом, который на их взгляд, наиболее точно передает краски войны: (это может быть и опережающим домашним заданием). Полоски прикрепляются к доске. Учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими, что они передают, называют слова, на их взгляд наиболее точно отражающие сущность войны (слова записываются учителем на доске). Учитель обращает внимание на слова, которые передают страдание людей, и просит учащихся привести примеры из курса истории, материалов СМИ, свидетельствующие о жестокости войн.

    Можно познакомить учащихся со следующими фактами.

    Две мировые войны двадцатого столетия вплотную поставили человечество перед проблемой сохранения цивилизации. Первая мировая война по своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В неё было втянуто около 1,5 млрд. человек, в военных действиях участвовали свыше 65 млн. человек. Погибло в боях около 10 млн. человек, было ранено свыше 21 млн. человек. Материальный ущерб составил свыше 280 млрд. долларов. За 6 лет второй мировой войны погибло свыше 62 млн. человек. В неё было вовлечено 72 государства, примерно 80% населения планеты. Непосредственно в военных действиях участвовали 110 млн. человек. Война нанесла колоссальный материальный ущерб, она обошлась народам в 4 триллиона долларов. Великая Отечественная война унесла жизни свыше 26 млн. человек.

    Потрясенное последствиями второй мировой войны международное сообщество в Уставе ООН объявило противоправным использование государственной силы для разрешения споров. Пункт 4 статьи 2 Устава ООН гласит: «все члены Организации Объеденных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения (…)», однако государство в праве прибегнуть к силе в случае вооруженного нападения на него - право на индивидуальную или коллективную самооборону закреплено в статье 51 Устава ООН. Правомерным также является использование вооруженных сил в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, принятым в целях поддержания или восстановления международного мира безопасности. Государства обязаны мирными средствами разрешать возникающие разногласия. Несмотря на то, что международное сообщество прилагает серьезные усилия, чтобы не допустить развязывания войн, за последние пятьдесят лет количество вооруженных конфликтов в мире увеличилось. Они унесли свыше тридцати миллионов человеческих жизней.

    Деятельность учащихся

    Учащиеся знакомятся со статистическими данными.

    За последние 3400 лет на земле было лишь 250 лет общего мира.

    В наполеоновских войнах (1805-1815 гг.) число убитых составило около миллиона человек.

    Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей в пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий.

    Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц.

    В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего.

    Главный вывод этого урока.

    Во все времена, вооруженные конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжелым человеческим и материальным потерям. Почти всегда война – это трагедия. Осознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооруженными конфликтами.

    Сущность международного гуманитарного права

    Вопрос о сущности международного гуманитарного права - центральный на уроке. Желательно, чтобы организация познавательной деятельности учащихся сопровождалась четкими комментариями учителя.

    Деятельность учащихся

    Пробудить интерес к этому вопросу поможет постановка проблемы о совместимости таких понятий, как «война» и «право», ознакомление учащихся с мыслью известного немецкого философа И. Канта: «Право наций в ходе военных действий – это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?» (Цель закона – установление порядка, цель войны – разрушение порядка). Учитель предлагает школьникам высказать свое отношение к утверждению Канта.

    Обобщая высказанные мнения, учителю предстоит подвести учащихся к пониманию совместимости таких понятий, как «война» и «право».

    Управление ситуацией вооруженного конфликта с помощью правовых норм отвечает интересам обеих противоборствующих сторон. У каждой воюющей стороны могут быть раненные, военнопленные, мирное население, оказавшееся на оккупированной противниками территории. Что в этом случае является наиболее разумным: надеется на случайное проявление милосердия по отношению к ним со стороны противника или быть уверенным, что им будет оказана помощь и предоставлена защита по закону, исполнение которого обязательно? Очевидно, что предпочтительней второе. Международное гуманитарное право призвано регулировать поведение участников вооруженного конфликта, привести в него определенный порядок, определив права и обязанности воюющих сторон.

    Деятельность учащихся

    Работа над понятием «международное гуманитарное право» осуществляется с опорой на схему, приведенную в учебных материалах для учащихся. Обращаясь к первым трем блокам схемы, учащиеся определяют категории лиц и объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права. Анализ нижнего блока схемы подводит школьников к выводу, что гуманитарное право ограничивает воюющих в действиях, не обусловленных военной необходимостью.

    Ознакомление со схемой не должно осуществляться формально: каждый её блок кратко характеризуется, используемые специальные термины поясняются учителем с опорой на словарь. Словарь также может быть расширен следующими терминами.

    Международное право - система юридических норм, создаваемых государствами и частично другими субъектами международного права (например, международными организациями и т.д.) и регулирующих их отношения между ними.

    Покровительствуемое лицо – человек, находящийся под защитой или покровительством Женевских конвенций, оказавшийся во власти неприятеля в случае вооруженного конфликта или оккупации (например, покровительствуемые лица – раненные, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население, медицинский и духовный персонал). На них запрещается нападать, они имеют право на гуманное обращение (например, нельзя посягать на их физическую неприкосновенность, подвергать их оскорбительному и унижающему обращению и т. п.).

    Деятельность учащихся

    После анализа схемы учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение международного гуманитарного права. В случае возникновения затруднения внимание школьников обращается на определение, данное на стр.7. Оно может быть зачитано в классе и прокомментировано. Важно также вынести на обсуждение следующий вопрос « Почему эта отрасль права получила именно такое название - международное гуманитарное право?».

    Целесообразно организовать работу учащихся над понятием «гуманитарный» со словарем.

    Учитель может обратить внимание учащихся на существенные особенности международного гуманитарного права, его отличия от других отраслей права.

    Международное гуманитарное право соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентированно на нравственные нормы и ценности, на сострадание, милосердие, помощь, защиту, ограничение насилия. Оно содействует пониманию ценности жизни каждого человека; способствует утверждению гуманных принципов в нравственном сознании и в повседневной практики. Оно является систематизированным выражением правил, ограничивающих насилие, существующих в культуре любого народа.

    Учащиеся уже знакомы с Всеобщей декларацией прав человека и 2- главой Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Это позволяет организовать обсуждение по вопросу сходства и различия двух отраслей права - международного гуманитарного права и права, прав человека.

    Деятельность учащегося

    С помощью учителя основные итоги обсуждения могут быть внесены в следующую таблицу.

    Сравнение международного гуманитарного права и права, прав человека.

    Линия сравнения

    Международное гуманитарное право

    Право прав человека

    сходства

    Направлены на защиту личности

    отличия

    1) содержание

    Регулирует отношения между сторонами в вооруженном конфликте

    Регулирует отношение между государством и его гражданами, иностранцами и лицами без гражданства находящимися на его территории

    2) применение

    Применяется только в период вооруженных конфликтов

    Применяется в любое время, однако некоторые права человека могут быть приостановлены в чрезвычайных ситуациях, в том числе в период вооруженных конфликтов

    Завершающая часть рассмотрения вопроса о сущности международного гуманитарного права может быть связано с выявлением его основополагающих принципов. Учитель понимает, что принципами права называются обобщенные нормы права, отражающие его характерные черты и основное содержание; на принципах права строится определенная система правовых норм.

    Деятельность учащихся

    После обсуждения учащимся предлагается представить основополагающие принципы международного гуманитарного права в виде схемы.

    Принципы международного гуманитарного права Обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятеля, должно быть гуманным В период вооруженного конфликта ограничивается выбор методов и средств причинения ущерба противника

    Главный вывод этой части урока.

    Международное гуманитарное право – это самостоятельная отрасль международного права представляющая собой совокупность юридических норм, основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов и ограничения средств и методов ведения войны. Его главное предназначения - регулирование поведения участников международных и не международных вооруженных конфликтов с целью смягчения тяжелых последствий этих конфликтов.

    Становление и источники международного гуманитарного права.

    Эта часть урока может быть насыщенна историческими фактами, что будет способствовать усилению интереса учащихся к ознакомлению с международным гуманитарным правом. Следует напомнить учащимся, что оформление правовых норм чаще следует за событиями, чем опережает их, поэтому история занимает важное место в изучении правовых дисциплин. В изложении этого материала учитель может опираться на отдельных учеников, интересующихся военной историей. И целесообразно дать опережающее задание: подобрать исторические факты о ведении военных действий в различные периоды мировой или отечественной истории. Это позволяет избежать монолога учителя, ученических сообщений, не подкрепленных знаниями.

    Деятельность учащихся

    Продуктивному усвоению материала может способствовать постановка следующего задания учащимся перед началом изложения материала.

    Ознакомившись с историческими фактами, охарактеризуйте основные тенденции в становлении гуманитарного права. Какие гуманные правила поведения участников вооруженных конфликтов можно почерпнуть из глубины веко?

    Объём представления фактического материала определяет учитель. В случае дефицита урочного времени учитель может рассмотреть его предельно кратко.

    Главный вывод этой части урока.

    Анализируемые факты подтверждают, что процесс гуманизации войн не является исключительно поступательным, скорее его можно представить в виде ломанной с пиками и провалами, где примеры гуманности чередуются с варварством. Во все исторические эпохи существовали обычаи, законы отдельных правителей договоры между отдельными государствами, военачальниками, отразившие стремление уменьшить страдания, вызываемые вооруженными конфликтами, путем введения правил поведения их участников. Этот богатый исторический опыт XIX веке создал основу для заключения международных договоров, ограничивающих насилие в период вооруженных конфликтов.

    Рассматривая вопрос об источниках международного гуманитарного права, учителю следует сообщить учащимся, что в настоящее время нормы международного гуманитарного права отражены в более чем 80 международных соглашениях, дать им общую характеристику, по своему усмотрению более подробно охарактеризовать отдельные из них (см. в справочных материалах для учителя, стр. 51-53).

    Особое внимание уделяется ознакомлению учащихся с четырьмя Женевскими конвенциями 1949 г. И двумя Дополнительными протоколами к ним 1977 г.

    Деятельность учащихся

    Характеризуя эти источники, можно предложить учащимся поэтапно заполнять таблицу.

    Основные источники современного международного гуманитарного права.

    Основные источники современного международного гуманитарного права

    Категории лиц, которым предоставляется защита

    Женевские конвенции 1949г.

    Первая конвенция

    Защита раненных и больных и состава сухопутных армий.

    Вторая конвенция

    Защита раненных, больных, лиц потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море.

    Третья конвенция

    Защита военнопленных.

    Четвертая конвенция

    Защита гражданского населения во время воны.

    Дополнительные протоколы 1977г. к Женевским конвенциям 1949 г.

    Дополнительный протокол I

    Дополнительная защита жертв вооруженных конфликтов международного характера.

    Дополнительный протокол II

    Дополнительная защита жертв вооруженных конфликтов не международного характера.

    Затем учащимся предлагается привести примеры, подтверждающие, что появление Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним было тесно связано с последствиями ряда вооруженных конфликтов.

    Например: в первой мировой войне соотношение числа убитых гражданских лиц к числу погибших военнослужащих было один к десяти, а во второй мировой войне это соотношение было один к одному. В 1949 г. принята Женевская конвенция о защите гражданского населения, явившаяся свидетельством того, что международное сообщество было встревожено преступлениями, которые совершались против гражданского населения, во время второй мировой войны. В условиях современных вооруженных конфликтов потребовалась дополнительная защита их жертвам. Действующие положения Конвенций были дополнены новыми положениями, сформулированными в двух Дополнительных протоколах.

    Целесообразно также обратить внимание учащихся на то, что вооруженные конфликты бывают двух типов: международные и немеждународные. Учителю следует подчеркнуть, что употребление термина «война» в международном гуманитарном праве ограничено, вместо него используется термин «вооруженный конфликт». Это связано с тем, что понятие «война» употребляется преимущественно по отношению к международному вооруженному конфликту. Определение понятий «международный вооруженный конфликт» и «немеждународный военный конфликт» сопровождается разъяснением, определения могут быть зачитаны в классе и прокомментированы.

    Деятельность учащихся

    Предлагается привести примеры проявления гуманности в ситуациях вооруженных конфликтов (международных или немеждународных), известные учащимся из курсов истории, литературы, СМИ.

    Главный вывод этой части урока.

    Основополагающими источниками современного международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г. Принятие этих Конвенций и Протоколов – свидетельство реакции мирового сообщества на практику ведения вооруженной борьбы во второй мировой войне и в современных конфликтах.

    о сновные положения международного гуманитарного права

    Данная часть урока является исключительно важной для усвоения основных идей темы. Учащимся предстоит поработать в группах непосредственно с содержанием Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним.

    Деятельность учащихся

    Учащиеся разбиваются на 3 группы. Учитель организует групповую деятельность поэтапно.

    I этап. Задание группам: не обращаясь к источникам, сформулировать правовые положения, защищающие жертв войны (1-я группа – положения, защищающая раненных, больных, потерпевших кораблекрушение; 2-я группа военнопленных, 3-я группа – гражданское население); после обсуждения в группе записать, тезисно эти положения на рабочем листе группе.

    II этап. Учитель раздает группам соответствующие источники 1-й группе – Первую и Вторую Женевские конвенции, Дополнительный протокол I (статью 11); 2-й группе – Третью Женевскую конвенцию, 3-й группе – Четвертую Женевскую конвенцию и Дополнительный протокол I и организует работу с ними.

    Прежде чем группы приступят к анализу источников, учитель может напомнить учащимся особенности юридического языка (наличие специальных терминов, сухость, строгость, точность, лаконичность формулировок) и посоветовать почувствовать его достоинство. Можно привести высказывание известного языковеда Л.В. Щербы: «Язык закона требует, прежде всего, точности и невозможности каких-либо кривотолков, быстрота понимания не является уже в таком случае исключительно важной, так как заинтересованный человек безо всякого понукания прочтет всякую статью закона и два, и три раза». В анализе источников учащимся может помочь памятка, которую получает каждая группа. Она призвана обратить внимание учащихся на следующие характеристики источников международного гуманитарного права: общие сведения (название, дата принятия); историческая обстановка, на фоне которой были приняты источники; цели и структура источников; основные понятия, проблемы. Нашедшие отражение в них; основные зафиксированные правовые положения; историческое значение и актуальность.

    Результаты практической деятельности группы вновь записываются на рабочем листе.

    III этап. Учащиеся сопоставляют положение о защите жертв вооруженных конфликтов, самостоятельно выработанные ими в начале групповой работы, с положениями, выписанными из источников. Часто при сопоставлении учащиеся обнаруживают, что они самостоятельно в общих чертах воспроизвели положение источников. Это является ещё одним доказательством, что основной Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним является здравый смысл, опора на представления об общечеловеческих ценностях.

    IV этап. Представление классу результатов работы групп.

    Вариант представления результата работы группы.

    Правовая защита (указывается категория защищаемых лиц)

    Положения, самостоятельно выработанные группой

    Положения источников

    Учитывая, что каждая группа подробно ознакомилась с правовыми положениями, защищающими конкретную категорию жертв войны, целесообразно остановиться на наиболее важных нормах международного гуманитарного права в целом и сделать ряд обобщений.

    Деятельность учащихся

    Учащиеся знакомятся с текстом для ученика (учебные материалы для учащихся стр. 10-12), учитель организует его обсуждение.

    Обсуждение позволяет обратить внимание на следующие основные положения международного гуманитарного права.

    Лица прекратившие принимать участие в военных действиях, а также лица, не принимающие в них непосредственное участия, имеют право на уважение их жизни, а также психической и физической неприкосновенности. При всех обстоятельствах должно быть гуманным обращение с ними.

    Вести боевые действия разрешается только против вооруженных сил противника. Нельзя нападать на гражданское население и гражданские объекты.

    Раненых и больных нужно подбирать и оказывать им помощь, даже если они принадлежат к стороне противника.

    Сдающегося противника запрещается убивать или наносить ему ранения. С военнопленными следует обращаться гуманно.

    С уважением следует относиться к лицам, использующим эмблему красного креста, красного полумесяца или другие защитные знаки, и объектам, обозначенным такими же эмблемами (на доске дается графическое изображение эмблемы красного креста).

    Участники военных действий ограниченны в праве выбора средств и методов нанесения ущерба неприятелю.

    Для закрепления материала можно предложить учащимся в тех же группах нарисовать плакат, отражающий одно или комплекс представленных выше положений. С помощью рисунка, цвета и текста учащиеся выражают свою позицию, отношения к проблеме гуманизации вооруженных конфликтов.

    Главный вывод.

    Стороны в конфликте должны вести себя исходя из принципов гуманности и уважения права. Международное гуманитарное право не допускает в условиях вооруженного конфликта руководствоваться девизом: «На войне. Как на войне». Оно накладывает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих сторон, четко предписывает каждому вовлеченному в конфликт, что он должен и что не должен делать.

    Дети и война

    Рассмотрение данного вопроса имеет особое значение, поскольку этот материал непосредственно касается учащихся. Важно раскрыть следующие положения текста для ученика: в условиях международного вооруженного конфликта международное гуманитарное право предоставляет детям общую и особую защиту; запрещает как принудительный призыв, так и зачисление в армию детей - добровольцев, не достигших 15 лет.

    Возможна организация самостоятельной работы учащихся с текстом и обсуждение вопросов, помещенных после него.

    Полезно обратиться к ситуациям, в которых могут оказаться дети в условиях вооруженного конфликта, и предложить учащимся разрешить эти ситуации в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

    Например. В начавшемся вооруженном конфликте четырнадцатилетнему подростку поручают собирать сведения о передвижении неприятельских войск. Имеют ли право военные власти так поступить?

    Главный вывод этой части урока.

    Международное гуманитарное право обеспечивает защиту детей в вооруженных конфликтах. Как часть гражданского населения дети пользуются общей защитой; как особо уязвимым лицам им тоже предоставляется особая защита.

    Ответственность за нарушение международного гуманитарного права

    Раскрыть этот вопрос учителю поможет обращение к дополнительному материалу. Особое внимание уделяется проблеме ответственности и системе мер по соблюдению международного гуманитарного права.

    Деятельность учащихся

    Учащимся предлагается поработать в группах с источниками, содержащими нормы, направленные на пересечение нарушений международного гуманитарного права. Учитывая, что участие государств в договорах по международному гуманитарному праву требует включения норм этого права во внутреннее законодательство, целесообразно ознакомить учащихся с некоторыми положениями Уголовного кодекса Российской Федерации. Деятельность учащихся организуется поэтапно.

    I этап. Группы работают с соответствующими статьями Конвенции 1949 г. и Дополнительными протоколами (1-я группа – с Первой Женевской конвенцией (статьей 50), Второй конвенцией (статьей 51), с Дополнительным протоколом I (статьей 11); 2-я группа - с Третей конвенцией (статьей 130), 3-я группа – с Четвертой конвенцией (статьей 147); 4-я группа – с Дополнительным протоколом I (статьей 11,статьей 85)). Предваряя работу, учитель сообщает учащимся, что понятие «серьезные нарушения» в Женевских конвенциях и Дополнительном протоколе I означает то же самое, что и военные преступления. По ходу ознакомления со статьями источников каждой группы делают соответствующие записи в таблице в колонку «Серьезные нарушения международного гуманитарного права, зафиксированные в международных договорах».

    II этап – все группы знакомятся со статьей 356 Уголовного кодекса Российской Федерации и определяют, какие серьезные нарушения международного гуманитарного права предусматриваются во внутреннем законодательстве России, каким образом они пересекаются.

    К примеру, результат работы 1-й группы может быть представлен в таблице следующим образом.

    Серьезные нарушения международного гуманитарного права в отношении раненых, больных, потерпевших кораблекрушение.

    Серьезные нарушения, зафиксированные в международных договорах

    Серьезные нарушения, зафиксированные в статье 356 Уголовного кодекса Российской Федерации

    Преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьёзного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

    Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет

    III этап. На основании сопоставления учащиеся делают вывод.

    Учитывая, что вопрос о соблюдении норм международного гуманитарного права часто вызывает дискуссии среди учащихся, можно обсудить его в форме ролевой игры.

    Деятельность учащихся

    Класс делится на две группы – на «оптимистов» и «скептиков». Учащиеся первой группы получают задание привести аргументы, подтверждающие необходимость (или действенность) норм международного права, учащиеся второй группы анализируют ту же проблему с позиции скептиков.

    Учителю следует иметь в виду, что аргументы скептиков иногда бывают сильнее аргументов оптимистов, поэтому можно привести классу следующие рассуждения.

    Даже самое совершенное законодательство соблюдается не всегда. Правоохранительные органы и существуют для того, чтобы предотвращать и пресекать нарушения закона. Нарушение норм права не является доказательством их несовершенства или отсутствия потребности в них.

    Говоря об эффективности международного гуманитарного права, следует учитывать, какие сложные отношения оно призвано регулировать, а, следовательно, даже небольшой прогресс в соблюдении гуманитарных правил означает ограничение жестокости, насилия. Если участники вооруженного конфликта осознают, что за совершаемые преступления они реально могут понести наказание, то это заставляет их задуматься над своими действиями.

    Главный вывод части урока.

    Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный протокол I к ним квалифицируют ряд нарушений международного гуманитарного права как серьезные нарушения или военные преступления. В международном гуманитарном праве предусматривается личная уголовная ответственность. Лицо, совершившее военные преступления, должно быть привлечено к уголовной ответственности и понести наказание на основании внутреннего законодательства.

    Обобщающий контроль

    В завершении желательно нацелить учащихся на осознание главных идей темы. Это можно сделать, предложив подумать над эпиграфом к изученному материалу. Если учащиеся затрудняются назвать свой эпиграф, учитель может дать несколько вариантов эпиграфов, записав их на доске, и обсудить, какой из них наиболее подходит к изучению теме.

    «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту».

    Конфуций

    «Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны – этого лютого бедствия, которое грядущие поколения будут рассматривать как безумие».

    А. Дюнан

    «Старый девиз права войны: «Причини неприятелю весь возможный ущерб» уступил место новому закону: «Не причиняй неприятелю большой ущерб, чем того требует цель войны».

    Ж. Пикте

    «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно научиться жить на Земле, как люди».

    Б.Шоу

    «Судьбы цивилизации становятся в зависимости от решения, прежде всего проблем духовного характера».

    А.Д. Сахаров

    «Благородно – сражаться и, если нужно, умереть за свое отечество. Не менее благородно и честно – проявить гуманность и сострадание к поверженному противнику или застигнутому сражением гражданскому лицу. Право войны показывает, как это должно быть сделано».

    Д. Робертс

    «Война – незаживающая рана, которую получил мир».

    Дж. Б. Пристли

    «Все на войне противоречит понятию гуманности, и все в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайности».

    О. Рюссбак

    Ознакомиться с текстом для ученика.

    Поразмышлять над вопросами и заданиями, помещенными в материалах для ученика (указываются конкретные задания).

    Проверку усвоения материала учитель может осуществить на следующем занятии в нетрадиционных формах, например, таких как: ученическая пресс-конференция «Век XXI . Право войны», конкурс сценариев видеоклипов «Гуманная война», конкурс плакатов, ролевая игра в стиле ток-шоу. Это потребует дополнительной домашней подготовки учащихся и соответствующих комментариев учителя.

    Рефлексия

    В конце урока можно предложить учащимся продолжить следующие предложения:

    Я узнал на уроке ________________________________________

    Меня удивило, что _______________________________________

    Мне кажется ____________________________________________

    Просмотров: 279 | Добавил: dowill | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

      Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz